Во-первых, говоря о базовых маслах важно понимать, что такие термины, как минеральные, полусинтетические и синтетические базовые масла – это строго маркетинговые понятия. Одной из основных технически грамотных классификаций базовых масел, строго разделяющих и определяющих виды базовых масел является классификация американского института нефти API 1509 appendix E и она общедоступна на сайте API: ссылка. Данная классификация разделяет 5 групп базовых масел. Первые три группы отличаются содержанием предельных углеводородов, содержанием серы и индексом вязкости. Четвертая группа является полиальфаолефинами (ПАО). Пятая группа включает в себя все базовые масла, не вошедшие в группы I-IV, такие как эстеры, алкил нафталины и так далее.
Данная классификация строго разделяет 5 групп базовых масел и не называет ни одну из них минеральными, полусинтетическими или синтетическими.
С точки зрения исходного сырья для данных базовых масел первые четыре группы базовых масел производятся путём перегонки сырой нефти (первые три группы полностью используют сырую нефть в качестве сырья, для четвертой группы сначала отгоняется газ этилен, который в последствие используется для получения полиальфаолефинов ПАО). Пятая же группа использует совершенно различные виды сырья для своего производства. Поэтому с точки зрения исходного сырья первые 4 группы имеют минеральное нефтяное происхождение, 5 группа имеет не нефтяное происхождение.
С точки зрения конечного сырья первые три группы базовых масел производятся из тяжелых остатков атмосферной перегонки нефти. Четвертая группа, как мы обсудили ранее, использует газ этилен для синтеза. Пятая же группа использует совершенно различные виды сырья. Поэтому с точки зрения конечного сырья первые три группы базовых масел являются минеральными, четвертая и пятая – синтетическими.
Теперь перейдём к рассмотрению данных терминов с маркетинговой точки зрения. До 1999г. Синтетическими смазочными материалами назывались масла на 4 и 5 группе. Основным бенефициаром была компания Mobil с их ПАО.
Однако компания Castrol в своем синтетическом моторном масле, в составе которого были ПАО, решила изменить состав, сменив ПАО на масла, по сути, третьей группы, - прошедшие гидроизомеризацию, но слово синтетику решили оставить. Из-за того, что ПАО были дороже 3 группы примерно в 2 раза, Castrol, естественно, стал забирать часть рынка себе, подняв, по подсчётам Mobil, продажи на 50%. Компания Mobil заподозрила неладное, провела свои тесты данного моторного масла, получила результат и подала в суд на компанию Castrol за предоставление ложной маркетинговой информации в суд National Advertising Division (суд по делам рекламы и маркетинга!!!).
К данному судебному процессу также привлекались такие международно известные организации в области смазочных материалов, как API (American Petroleum Institute) и SAE (Society of Automotive Engineers). Однако они “самоликвидировались” попросту вычеркнув из всех своих официальных документов понятие “синтетическое” масло, тем самым заявив, что данное понятие не является техническим, а носит исключительно маркетинговый характер.
В свою очередь суд постановил, что синтетическими могут считаться не только масла 4 группы ПАО, но и масла, которые подверглись процессу ГИДРОИЗОМЕРИЗАЦИИ (А НЕ ГИДРОКРЕКИНГА!!!), поскольку во время процесса гидроизомеризации происходит процесс изменения структуры молекулы, то есть процесс синтеза. Более детально с первоисточником (на английском языке) можно ознакомиться здесь: The Council of Better Business Bureaus, National Advertising Review Council, National Advertising Division Case #3526 (03/01/99).
Также отдельно стоит отметить, что в простонародье принято называть 3 группу базовых масел маслами гидрокрекинга, когда это в корне неверно. По процессу гидрокрекинга также получается большое количество базовых масел группы 2. Но только благодаря процессу гидроизомеризации возможно получение базовых масел группы 3, которые на данный момент согласно постановлению суда по делами рекламы и маркетинга, являются синтетическими базовыми маслами.
Поэтому, подводя итог, единственно технически грамотным обозначением базовых масел являются их группы согласно классификации API – группы 1, 2, 3, 4 и 5. Маслами гидрокрекинга могут быть базовые масла группы 2 и 3. С точки зрения маркетинга, 1 и 2 группы являются минеральными, 3, 4 и 5 – синтетическими.